Приём заявок до 31 октября
Технологический конкурс #KZD
Онлайн-конкурс инновационных проектов Красноярской железной дороги, который поможет основателям проектов внедрить свои разработки в инфраструктуру ОАО «РЖД»
#KZD — конкурс инновационных проектов, победители которого смогут за месяц выйти на тестирование технологических решений на Красноярской железной дороге.

Участникам необходимо будет решить один из предложенных кейсов, отобранных среди реальных инновационных запросов железнодорожников.

Организаторы окажут участникам поддержку в проработке проектов и доведении их до финала программы — апробации. Отобранным участникам будут доступны консультации профильных экспертов КрасЖД, помощь менторов и трекинг проектов.
Условия участия
Участники технологического конкурса должны предложить решение в ответ на один из инновационных запросов Красноярской железной дороги.

Перечень запросов на инновации КрасЖД можно скачать по ссылке.
Примеры инновационных кейсов
1. Габаритный контроль
Разработка устройства габаритного контроля пассажирских обустройств с применением технологии машинного зрения, позволяющее осуществлять удаленную передачу данных.
Для безопасной эксплуатации пассажирских платформ и конструкций, расположенных на пассажирских платформах, осуществляются периодические контрольные измерения габаритных геометрических параметров (габарит приближения строений) пассажирских платформ.

Проведение периодических замеров связано со значительными временными и трудовыми затратами, так как в настоящее время для проведения замеров используются металлические измерительные рулетки, строительные металлические отвесы и дальномеры. Для определения параметров выполняется замер расстояния от оси пути по горизонтали до борта пассажирской платформы, а также расстояние от уровня головки рельса до поверхности пассажирской платформы по вертикали. Данная работа проводится 2 раза в год, и по факту завершения ремонтных работ.

Что необходимо сделать:
Для снижения трудозатрат при осуществлении замеров, и в целях исключения ручного труда, требуется разработка устройства габаритного контроля пассажирских обустройств с применением технологии машинного зрения, позволяющее осуществлять удаленную передачу данных замеров на локальный сервер, с дальнейшим хранением полученной информации, обобщением и возможностью автоматической передачи результатов замеров на удаленные устройства (персональные компьютеры, планшеты, мобильные телефоны). Устройство должно обеспечивать визуальное (графическое) отображение данных, иметь возможность осуществления прогнозирования нарушений габаритных размеров.
2. Автоматическая очистка стрелочных переводов
Разработка инновационного технического решения, обеспечивающего безотказную работу стрелочного перевода в зимний период.
Одно из условий безотказной работы стрелочного перевода в зимний период - отсутствие скоплений наледи и снега в зонах работы подвижных узлов и деталей: между остряком и рамным рельсом, в шпальных ящиках под рабочими тягами приводов и внешними замыкателями, на крестовинах с подвижным сердечником.

Во время снегопада возникают отказы, связанные с отсутствием возможности перевода стрелки с помощью стрелочного электропривода вследствие напрессовки снега.


В настоящее время применяются пневматические устройства для очистки стрелок с продольной продувкой желобов между остряком и рамным рельсом для механизированных сортировочных горок, также используются системы электрообогрева.

Тем не менее, актуальными остаются задачи широкого применения на сети дорог снегоочистителей легкого и среднего типов, оснащенных одновременно плужными, фрезерно-роторными рабочими органами в сочетании с вентиляторными установками.

Что необходимо сделать:
Требуется разработка инновационного технического решения, позволяющего исключить напрессовку снега. На участках с интенсивным движением профилактическая очистка такими снегоочистителями должна вестись со скоростями, близкими к скорости пассажирских поездов, с минимальным занятием перегона. Требуется минимальное присутствие человека в проведении технологического процесса по очистке стрелочных переводов от снега. Система должна функционировать автоматически, с использованием системы датчиков, с возможностью передачи предотказных состояний на центральный пульт диспетчера.
3. Диагностика узлов и деталей моторвагонного подвижного состава
Разработка инновационного решения, которое позволит обеспечить диагностику электрооборудования, пневмооборудования, механического оборудования моторвагонного подвижного состава.
Система технического диагностирования предназначена для определения и прогнозирования предотказного и отказного технического состояния вращающихся узлов и деталей оборудования ходовых частей, тяговой передачи моторвагонного подвижного состава.

В настоящее время диагностика узлов и деталей моторвагонного подвижного состава производится только при выполнении плановых видов текущего ремонта моторвагонного подвижного состава в депо, что не дает возможности предугадывать наступление аварийной ситуации.

Для опережающего выявления предотказных состояний требуется внедрение элементов непрерывной предиктивной диагностики узлов в пути следования моторвагонного подвижного состава с онлайн-передачей информации об их текущем состоянии на пульт оператора.

Аналогичная проблема существует при выявлении предотказных состояний буксовых узлов (неисправности подшипников, нарушения свойств смазки, герметичности буксового узла и другие) в процессе движения грузового вагона.

Что необходимо сделать:
Необходимо разработать инновационное решение, которое позволит обеспечить диагностику электрооборудования, пневмооборудования, механического оборудования в пути следования (определение неисправностей колесных пар, определение остаточного ресурса тормозных колодок, замеров выхода штока тормозных цилиндров, неисправности подшипников, нарушения свойств смазки, герметичности буксового узла и другие, с оперативной передачей данных о техническом состоянии на пульт оператора).
4. Покрытие пассажирских платформ
Разработка альтернативного материала для устройства верхнего покрытия пассажирских платформ.
Деформации и износ асфальтобетонного покрытия пассажирских платформ образуются из-за внешних и внутренних воздействий. Дефекты на покрытии от влияния внешних факторов включают в себя: вибрационные нагрузки; атмосферные осадки (дождь, температурные изменения, оттаивание, снег, замораживание, воздействие солнечного света), воздействие на верхний слой покрытия при очистке от снега и льда с применением уборочной техники, а также с использованием различных реагентов. Накапливающиеся внутренние напряжения и необратимые деформации, связанные в значительной мере с изменением структуры материала покрытия, способствуют появлению различных дефектов и повреждений верхнего покрытия платформы (неровности и проседания). Данные факторы приводят к тому, что проведение ремонтных работ (ямочный ремонт) асфальтобетонного покрытия пассажирских платформ приходится осуществлять ежегодно.

Что необходимо сделать:
В целях исключения разрушения покрытия платформ и увеличения срока межремонтных работ, требуется альтернативный материал для устройства верхнего покрытия, который позволит минимизировать дефекты, деформации асфальтобетонного покрытия пассажирских платформ под воздействием вредных факторов (вибрационные нагрузки, атмосферные осадки (дождь, температурные изменения, оттаивание, снег, замораживание, воздействие солнечного света), воздействие на верхний слой покрытия при очистке от снега и льда с применением уборочной техники, а также с использованием различных реагентов), увеличить межремонтные сроки службы.
5. Безопасность на жд переездах
Разработка инновационного решения для повышения безопасности железнодорожных переездов с использованием систем видеонаблюдения и видеофиксации и с применением технологии машинного зрения.
Одной из существующих проблем является безопасность движения на железнодорожных переездах.

Низкая дорожно-транспортная дисциплина водителей, которые грубо нарушают Правила дорожного движения при проезде через железнодорожные переезды, является основной проблемой, связанной с обеспечением безопасности на железнодорожных переездах. Данная проблема также усугубляется ежегодным приростом автотранспортных средств.
За прошедший период 2020-2021 гг. на железнодорожных переездах Красноярской железной дороги уже произошло 12 дорожно-транспортных происшествий. А за период с 2012 по 2021 гг. суммарное количество ДТП составило 91 случай, 86 из которых произошли на переездах, не обслуживаемых дежурным работником.

Основным видом нарушений Правил дорожного движения РФ при проезде через железнодорожные переезды является выезд на запрещающий сигнал переездной сигнализации.

На Красноярской железной дороге будут рассмотрены всевозможные варианты минимизации уровней рисков и предотвращения тяжелых последствий на переездах за счет применения новых технических решений и внесения конструктивных изменений в устройства по предложениям научных работников и производителей специализированного оборудования.

Что необходимо сделать:
Прежде всего, необходимо активизировать внедрение систем видеонаблюдения и видеофиксации с применением технологии машинного зрения и последующей передачей информации о внештатных ситуациях на переездах дежурным по станциям, ограничивающим перегон, поездному диспетчеру, машинистам поездов, следующим по перегону. Это позволит в режиме реального времени предупредить столкновение подвижного состава и автомобильного транспорта.
6. Сыпучесть балласта
Создание инновационного вещества, придающего сыпучесть навалочному грузу при его смерзаемости в подвижном составе.
Балласт (как щебень, так и гравий, и гравийно-песчаная смесь) в условиях влажности и отрицательной температуры окружающей среды теряет свойства сыпучести вследствие смерзания отдельных частиц груза между собой и примерзания их к днищу и внутренним стенкам кузова железнодорожного вагона затрудняя его беспрепятственную разгрузку.

В настоящий момент при наступлении отрицательных температур проблемой является разгрузка щебёночного балласта на производственных базах структурных подразделений ОАО «РЖД», а также непосредственно при производстве ремонтно-путевых работ вследствие потери его сыпучести.

Что необходимо сделать:
Требуется создание инновационного вещества, придающего сыпучесть навалочному грузу при его смерзаемости в подвижном составе, которое будет отвечать следующим требованиям:
- температура начала кристаллизации технического решения должна быть не выше -40*;
- не должны нарушаться технические требования, предъявляемые к щебеночному балласту по ГОСТ 7392-2014 «Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути. Технические условия» и ГОСТ 7394-85 «Балласт гравийный и гравийно-песчаный для железнодорожного пути. Технические условия». Указанные требования должны быть подтверждены экспертными заключениями и сертификатами аккредитованной лаборатории;
- должно обеспечивать нейтральность к лакокрасочному покрытию подвижного состава. В состав антисмерзающего состава не должны входить вещества и компоненты, вызывающие коррозию металла кузова вагона как напрямую, так и при реакции с атмосферными осадками. Указанное требование должно быть подтверждено экспертным заключением или сертификатом аккредитованной лаборатории;
- должно иметь удовлетворительную смачиваемость поверхностей и легко смываться с обработанных поверхностей;
- должно классифицироваться как малоопасная продукция по степени воздействия на организм человека в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 (4 класс) и иметь 5 класс опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.

7. Утилизация отходов
Создание инновационного решения, которое позволит обеспечить утилизацию органических отходов II - V классов опасности с применением технологий, безопасных для окружающей среды.
Одной из актуальных экологических проблем является вопрос экологически безопасной утилизации отходов производства, содержащих нефтепродукты и другие органические вещества.

При попадании отходов в почву происходят глубокие и часто необратимые изменения морфологических, физико-химических, микробиологических свойств почвенного покрова, а иногда и существенная перестройка всего почвенного профиля, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду и здоровье человека.

В настоящее время в Российской Федерации для обезвреживания органических (в том числе нефтесодержащих) отходов используются термические и химические методы, которые имеют существенные недостатки.
На современном уровне развития железнодорожного транспорта полностью исключить образование отходов производства и их воздействие на окружающую среду невозможно. В связи с этим возникает необходимость в использовании новых инновационных технологий утилизации отходов производства, содержащих нефтепродукты и другие органические вещества.

Что необходимо сделать:
Требуется разработать инновационное решение, которое позволит обеспечить утилизацию органических отходов II - V классов опасности с применением технологий, безопасных для окружающей среды и получить экологически безопасные продукты в результате утилизации отходов.
8. Цифровая трансформация
Разработка решения, позволяющего осуществить переход на единую сеть передачи данных по всей протяжённости Красноярской железной дороги.
Цифровая трансформация в ОАО «РЖД» предусматривает развитие сквозных технологий, таких как интернет вещей (IOT), интеллектуальные системы (AI/ML). На сегодняшний день в подразделениях Красноярской железной дороги применяются различные системы диагностики и мониторинга, передача данных (телеметрия, события, инциденты) осуществляется с помощью сетей передачи данных, а также с использованием 3G и 4G модемов. При этом отсутствует единая транспортная сеть, позволяющая интегрировать несколько решений в один комплекс. При эксплуатации систем разных производителей возникают сложности в части поддержки устройств на протяжении жизненного цикла, наращивание сети также проблематично из – за различных стандартов и производителей.

Цифровая культура ОАО «РЖД» предусматривает создание цифровых платформ, позволяющих организовать дополнительные сервисы для пассажиров, грузоотправителей, работников ОАО «РЖД». Основным фактором, сдерживающим развитие цифровых сервисов является отсутствие развитой беспроводной сети передачи данных и голосового трафика по всей протяжённости Красноярской железной дороги.

Что необходимо сделать:
Требуется решение, позволяющее осуществить переход на единую сеть передачи данных, позволяющую организовать интеллектуальную систему M2M мониторинга, стабильный голосовой трафик, а также передачу данных для организации работ по содержанию и ремонту инфраструктуры, организации связи с местом аварийно – восстановительных работ.

Кейс 9. Осмотр фитинговых платформ
Разработка технологии осмотра фитинговых платформ без обязательного съема контейнера с платформы при выгрузке, отвечающая требованиям безопасности движения на железнодорожном транспорте.
В соответствии с утвержденным в ОАО «РЖД» порядком технический осмотр состояния фитинговых упоров специализированных платформ производится после разгрузки в порожнем состоянии без контейнера.

Осмотр осуществляется ответственным сотрудником ОАО «РЖД» натурно. При осуществлении натурного осмотра существуют сложности с организацией вывода фитинговых платформ на пути общего пользования в порожнем состоянии для предъявления их к техническому осмотру, связанные с отсутствием в ряде случаев грузоподъемной техники и необходимостью осуществления дополнительных маневровых операций.

В ОАО «РЖД» проводится исследовательская работа в рамках плана научно-технического развития и предварительно проработана возможность применения технологии осмотра фитинговых упоров специализированных платформ без снятия с них контейнеров при помощи видеоэндоскопов.

Установлено, что применение видеоэндоскопа без снятия контейнера с платформы не позволяет в полной мере выявить неисправности узла фитингового упора по следующим причинам:
  • из-за смещения контейнера в продольном или поперечном направлении относительно оси движения вагона в составе поезда возникает вероятность зажатия фитингового упора контейнером, вследствие чего осмотр бокового места контакта фитингового упора с нижней обвязкой контейнера и частью опорной плиты будет невозможен;
  • осмотр шарнирных соединений на наличие трещин, отколов, срезов, износов деталей устройств крепления контейнеров, трещин в сварных соединениях фитинговых упоров у платформ в порожнем состоянии с их обязательным переворачиванием будет невозможен.

Как следствие, не исключены риски возникновения транспортных происшествий, связанных с падением с платформ контейнеров в пути следования.

От времени, затрачиваемого на осуществление осмотра со снятием контейнера, напрямую зависит объем перевозок и заинтересованность грузоотправителей в услугах железнодорожного транспорта.

Что необходимо сделать:
Требуется разработка технологии осмотра фитинговых платформ без обязательного съема контейнера с платформы при выгрузке, отвечающая требованиям безопасности движения на железнодорожном транспорте.
Образец презентации проекта можно скачать по ссылке.
Таймлайн
20 сентября — 31 октября
20 сентября — 31 октября
Прием заявок
1-7 ноября
1-7 ноября
Экспертиза проектов
8-21 ноября
8-21 ноября
Онлайн-интенсив для отобранных проектов
Трекинг проектов
19 ноября
19 ноября
Питч-сессия
20 ноября — 20 декабря
20 ноября — 20 декабря
Апробация лучших проектов
Эксперты
Владимир
Бондарик
Начальник службы технической политики Красноярской железной дороги
Павел
Булатников 
Начальник Красноярского центра инновационного развития
Александр
Карнаухов
Заместитель начальника службы технической политики Красноярской железной дороги
Игорь
Суровушкин
Руководитель проектов YellowRockets
Александр
Клюкач
Генеральный директор StartupSamara
Алена
Петрова
Председатель правления «Международной Ассоциации бизнес-трекеров», бизнес-тренер
Организаторы и партнеры
Анкета проекта
Имя *
Фамилия *
E-mail *
Телефон *
Город *
Название проекта *
Краткое описание проекта *
Ссылка на презентацию проекта
Made on
Tilda